К 100-летию системы дополнительного образования

1918-2018 годы

100-лет

 У всех детей, рожденных на земле,

Свои мечты, надежды и опора.

Представьте – мы плывем на корабле –
А впереди – бескрайние просторы!
Для нас открыты тысячи страниц
Волшебной книги под названием «Детство»,
В ней нет замков, запоров и границ,
Она хранит чудесное наследство.
Наследство – память чьих-то крепких рук,
Тепло души, полет воображения,
Умений, знаний обо всем вокруг,
И творчества чудесные мгновения.
Прошло сто лет, без малого – сто лет!
Пусть первые шаги – уже предание,
Но как сегодня ярок добрый свет,
Который мы зовем «Образование»!
Считают «дополнительным» его,
Но это слово – лучшее на свете!
Как не  «дополнить» жизни волшебство?
Как без него узнать про все на свете?
«Внешкольное»! Но каждый день летят,
Оставив дома школьные задания,
Не сотни – тысячи восторженных ребят,
Влюбленных в творчество, науку, спорт и знания!
Стремись вперед, дерзай, гляди смелей,
Чтоб в жизни воплотить свои желания!
Давайте вместе встретим юбилей
«Внешкольного» и «допобразования»!

100-let-dopobrazovaniyu-mini-300x173 

2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

План мероприятий МБУДО «Центр внешкольной работы» г.Брянска, посвященных 100-летию системы дополнительного образования детей в России

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет! Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом  его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.

А знаете ли вы, как все начиналось?

Из истории дополнительного образования.

СТОЛЕТИЕ — 1918-2018 годы.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники).

Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники.

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы.

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для обучающихся  личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в школе.

Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей сегодня, стали:

  • развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • укрепление связи науки и практики;
  • взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
  • организация программно-методической службы;

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

  • рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
  • организацию социального опыта;
  • психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
  • персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

Наш Центр вчера, сегодня, завтра…

333 222

В уютном старом парке на окраине города стоит удивительный дом, куда после  школы спешат сотни  мальчишек и девчонок.  Сюда их влечёт необыкновенный мир фантазии, мечты, творчества. В каждом уголке здания идёт работа: ставят спектакли, шьют игрушки, придумывают модели,  соревнуются, поют, танцуют…

Это — Центр внешкольной работы, одно из старейших учреждений дополнительного образования города Брянска.

В истории нашего Центра, которому уже более 70 лет, произошло много знаменательного за эти годы.

В 1880 году к северу от  станции Бежица инженер-химик Владимир Фёдорович Крахт построил химический завод для выработки ультрамарина и синьки, необходимых для отбеливания бумаги, тканей. Недалеко от завода он построил огромный каменный дом, архитектурный облик которого был весьма смешанным: в интерьерах тяготел к стилю неоренессанса, в остальном соответствовал стилю модерн. В окружающем парке он развёл экзотических птиц – павлинов, цесарок, индюков, привлекающих детвору со всей округи. После его отъезда огромный дом оказался пустующим.
В 1892 году в Бежицу приехала Мария Клавдиевна Тенишева, жена одного из акционеров завода.

 Бежица поразила её своей неустроенностью, убогостью. Мария Клавдиевна выхлопотала у правления акционеров этот дом для устройства общественного собрания для рабочих завода. К дому были сделаны пристройки – театральный и читальный залы, комнаты для кружковой работы. 23 мая 1894 года состоялось торжественное открытие клуба. Стены зала украшали барельефы, посередине фойе находился действующий фонтан, вокруг которого в кадках росли пальмы. Потолок фойе был стеклянным. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов, вдоль ограды росли редкие породы деревьев, кустарников.

      С 1918 года хозяевами здания стали дети. Здесь разместился первый детский клуб, заведующим которого был назначен Василий Петрович Башкиров.
Первую группу детей, зачисленных в клуб, составили учащиеся школы Жмуровского сада. В клубе были открыты семь мастерских: переплётная, вышивальная, столярная, сапожная,  швейная, рукодельная, художественная.
В 1924 году стали создаваться пионерские отряды, детско-юношеский клуб был переименован в Клуб юных пионеров. Первыми руководителями пионеров и октябрят стали лучшие комсомольцы, назначенные Бюро ВЛКСМ завода «Красный Профинтерн». Пионеры занимались в мастерских, продавали свою продукцию, проводили общие сборы, выступали с концертами.

  В 40-е годы в изобразительном кружке Дома пионеров занимались братья С.П. и А.П. Ткачёвы, ныне народные художники СССР, члены Академии художеств.
В 1944 году в годы Великой Отечественной войны  был открыт Дом пионеров города  Бежица.

В нём работали кружки для детей: военно-морской, физкультурный, рукодельный, драматический.
В 1955 году было восстановлено здание детского клуба, и в нём расположился  Бежицкий  Дом пионеров и школьников.

В 70-80-е  годы широкое развитие получили кружки технического творчества: судомодельный, авиамодельный, радиоспорта. Большой популярностью пользовался кружок литературного творчества (издавался печатный журнал «Юная смена»рук. Яковлевский А.),

морского моделирования, геолого-ботанический, столярный, духовых инструментов. Помещение  Дома пионеров украсили деревянные скульптуры кружка «Резьба по дереву» (рук. Кошлич Г.Т.)


Лучшим кружковцам присваивали звание «пионер-инструктор».
В этот период  была организована большая работа с пионерскими дружинами района.

Пионеры активно участвовали  во Всесоюзных акциях и операциях: «Миллион-Родине» по сбору макулатуры, «Уренгой» по сбору металлолома, «Добрые книги – детскому дому», экспедиции «Моя Родина – СССР». Руководил работой  районный пионерский штаб. В Доме пионеров работала школа старшего вожатого, школа пионерского актива. Активно работал клуб интернациональной дружбы – КИД (рук. Гапонова Д.Н.).


В 1984 году в Доме пионеров был открыт музей пионерской славы, экспозиции  которого рассказывают об истории развития пионерского движения в районе (рук. Гасилова Л.Г.). В день открытия музея были приглашены ветераны партии, пионерского движения.

В 90-е  годы Дому пионеров  были переданы 19 детских клубов по месту жительства. Начала реализовываться программа деятельности клубов «Росток». Дети и подростки становятся инициаторами и участниками социально-значимых дел, акций:  «Милосердие», «За здоровый образ жизни», «А у нас во дворе», «Новогодние окна Бежицы», «Клуб — семье».
Открывается Малая Академия Наук для занятий с детьми дошкольного возраста.
В 1993 году Бежицкий Дом пионеров и школьников переименован  в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Бежицкий Центр внешкольной работы» города Брянска, были созданы отделы по направлениям деятельности.

В разные годы  учреждение возглавляли директора:


Гирин Алексей Алексеевич             1998 — по настоящее время

шимкин

Шумкин Вячеслав Анатольевич     1987-1998 г.
Носова Лариса Васильевна             1982-1987 г.
Курдикова Галина Дмитриевна      1977 — 1982 г.


Ященко Галина Фёдоровна            1974-1977 г.
Турикова Елена Алексеевна           1961- 1974 г.

Антонова
Антонова Анна Михайловна          1955-1961 г.
Кузнецов А. М.                                1954-1955 г.
Прудникова М.И.                            1947 -1954 г.
Апелясова А.К.                                1946 г.
Киреева     Т.В.                                 1944 г.
В Центре работают  удивительные люди, имеющие особое призвание – призвание педагога, призвание обучать и воспитывать детей.
Ветераны Центра щедро отдают  детям искры своего таланта:

Маркина Вера Александровна, культорганизатор, педагог дополнительного образования объединения «Всегда всем весело». Работает в Центре с 1961 г.

львов
Анохина Наталья Львовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Изображение 422

Козлова Татьяна Петровна, заведующая методическим отделом.

Кишиневская Татьяна Степановна, педагог дополнительного образования объединения «Конструирование и моделирование одежды».                                   Мастерова Наталья Моисеевна, заведующая отделом развивающего обучения.              Синявина Валентина Яковлевна, заведующая отделом организации работы с детскими клубами.

Шевелёва Галина Николаевна, заведующая библиотекой.

В 2014 году нашему Центру исполнилось 70 лет! 

12 00212 001

 

Наши достижения:

2008 год — III Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования  —  диплом III степени.


2008 год — победитель областного конкурса учреждений дополнительного образования   в рамках национального проекта «Образование».
2008 год  — учреждение внесено в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета» в числе лучших организаций и учреждений города Брянска.
2008 год — I место в городском смотре  готовности к новому учебному году.
2001 г — фольклорному коллективу «Соловушки» присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (рук. Малина О.Б.).
2006 г. — детскому музыкальному театру «Орфей»  присвоено звание «Образцовый детский коллектив».

Сегодня Центр внешкольной работы является неотъемлемой частью общего культурно-образовательного пространства города Брянска.  Это многопрофильное учреждение дополнительного образования высшей категории. В нём занимаются более 4000 обучающихся в возрасте от 4 до 18 лет.

Педагогический коллектив Центра насчитывает более 140 педагогов, среди которых – победители конкурсов профессионального мастерства различного уровня, обладатели Премии «Лучший педагог дополнительного образования», авторы научных и методических публикаций, признанные лидеры в своей профессиональной среде. Каждый из них стремится поделиться со своими воспитанниками знаниями, жизненной мудростью, теплотой и любовью.

В нашем Центре, как и в любом другом учреждении дополнительного образования, дети переживают ситуации успеха в своей увлеченности любимым занятием. Именно здесь раскрываются и всецело проявляются их способности, формируется интерес к какой-либо сфере, зачастую осуществляется выбор профессии.

Каждый ребенок может здесь испытать радость открытий, достижений и признаний, а значит – приобрести готовность к достижению успеха в будущем. О таких историях успеха, которые закладывается с детства, мы узнаём, с интересом наблюдая за достижениями наших воспитанников. Какого успеха они достигли в своей жизни, и каким образом на это повлияли занятия в творческих объединениях – об этом можно судить на примере наших выпускников.

В связи с этой юбилейной датой мы приглашаем вас, дети и взрослые, к диалогу «Я – воспитанник Центра». Расскажите о себе, своей жизни, профессии. В какие годы, какие коллективы посещали. Возможно, занятия повлияли на выбор профессии, тогда будет интересным информация о том, кем и где работаете. Скорее всего, вам запомнились какие-либо события, связанные с обучением в коллективе. Что это за события – выступление на концерте, награда за достижения в творчестве, совместные поездки, или что-то еще? Продолжается ли дружба с ребятами из коллектива.

Ждем вашего активного участия. Рассказы (и, по желанию, фотографии) можно передавать в отделы заведующему или педагогу, если Ваш ребенок посещает наши объединения, или присылать по адресу: cvr-bryansk@mail.ru с пометкой «Я – воспитанник Центра».

Давайте объединимся и напишем нашу историю сами! 

Ваши истории и отзывы мы разместим на официальном сайте учреждения!

 

Дорогие друзья! Если после знакомства с Центром вам захотелось влиться в наш дружный коллектив, знайте, что мы всегда ждем вас, что каждый из вас для нас самый лучший, самый талантливый, самый любимый ребенок на свете!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *