1918-2018 годы
У всех детей, рожденных на земле,
Свои мечты, надежды и опора.
Представьте – мы плывем на корабле –
А впереди – бескрайние просторы!
Для нас открыты тысячи страниц
Волшебной книги под названием «Детство»,
В ней нет замков, запоров и границ,
Она хранит чудесное наследство.
Наследство – память чьих-то крепких рук,
Тепло души, полет воображения,
Умений, знаний обо всем вокруг,
И творчества чудесные мгновения.
Прошло сто лет, без малого – сто лет!
Пусть первые шаги – уже предание,
Но как сегодня ярок добрый свет,
Который мы зовем «Образование»!
Считают «дополнительным» его,
Но это слово – лучшее на свете!
Как не «дополнить» жизни волшебство?
Как без него узнать про все на свете?
«Внешкольное»! Но каждый день летят,
Оставив дома школьные задания,
Не сотни – тысячи восторженных ребят,
Влюбленных в творчество, науку, спорт и знания!
Стремись вперед, дерзай, гляди смелей,
Чтоб в жизни воплотить свои желания!
Давайте вместе встретим юбилей
«Внешкольного» и «допобразования»!
2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.
Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.
В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет! Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.
А знаете ли вы, как все начиналось?
Из истории дополнительного образования.
СТОЛЕТИЕ — 1918-2018 годы.
Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники).
Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники.
В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.
К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.
С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».
В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы.
Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.
Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:
- из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
- активизации творческого и созидательного потенциала детей;
- формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.
Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.
Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для обучающихся личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в школе.
Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей сегодня, стали:
- развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
- повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- укрепление связи науки и практики;
- взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
- распространение передового педагогического опыта;
- информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
- организация программно-методической службы;
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
- рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
- организацию социального опыта;
- психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
- персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
Наш Центр вчера, сегодня, завтра…
В уютном старом парке на окраине города стоит удивительный дом, куда после школы спешат сотни мальчишек и девчонок. Сюда их влечёт необыкновенный мир фантазии, мечты, творчества. В каждом уголке здания идёт работа: ставят спектакли, шьют игрушки, придумывают модели, соревнуются, поют, танцуют…
Это — Центр внешкольной работы, одно из старейших учреждений дополнительного образования города Брянска.
В истории нашего Центра, которому уже более 70 лет, произошло много знаменательного за эти годы.
В 1880 году к северу от станции Бежица инженер-химик Владимир Фёдорович Крахт построил химический завод для выработки ультрамарина и синьки, необходимых для отбеливания бумаги, тканей. Недалеко от завода он построил огромный каменный дом, архитектурный облик которого был весьма смешанным: в интерьерах тяготел к стилю неоренессанса, в остальном соответствовал стилю модерн. В окружающем парке он развёл экзотических птиц – павлинов, цесарок, индюков, привлекающих детвору со всей округи. После его отъезда огромный дом оказался пустующим.
В 1892 году в Бежицу приехала Мария Клавдиевна Тенишева, жена одного из акционеров завода.
Бежица поразила её своей неустроенностью, убогостью. Мария Клавдиевна выхлопотала у правления акционеров этот дом для устройства общественного собрания для рабочих завода. К дому были сделаны пристройки – театральный и читальный залы, комнаты для кружковой работы. 23 мая 1894 года состоялось торжественное открытие клуба. Стены зала украшали барельефы, посередине фойе находился действующий фонтан, вокруг которого в кадках росли пальмы. Потолок фойе был стеклянным. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов, вдоль ограды росли редкие породы деревьев, кустарников.
С 1918 года хозяевами здания стали дети. Здесь разместился первый детский клуб, заведующим которого был назначен Василий Петрович Башкиров.
Первую группу детей, зачисленных в клуб, составили учащиеся школы Жмуровского сада. В клубе были открыты семь мастерских: переплётная, вышивальная, столярная, сапожная, швейная, рукодельная, художественная.
В 1924 году стали создаваться пионерские отряды, детско-юношеский клуб был переименован в Клуб юных пионеров. Первыми руководителями пионеров и октябрят стали лучшие комсомольцы, назначенные Бюро ВЛКСМ завода «Красный Профинтерн». Пионеры занимались в мастерских, продавали свою продукцию, проводили общие сборы, выступали с концертами.
В 40-е годы в изобразительном кружке Дома пионеров занимались братья С.П. и А.П. Ткачёвы, ныне народные художники СССР, члены Академии художеств.
В 1944 году в годы Великой Отечественной войны был открыт Дом пионеров города Бежица.
В нём работали кружки для детей: военно-морской, физкультурный, рукодельный, драматический.
В 1955 году было восстановлено здание детского клуба, и в нём расположился Бежицкий Дом пионеров и школьников.
В 70-80-е годы широкое развитие получили кружки технического творчества: судомодельный, авиамодельный, радиоспорта. Большой популярностью пользовался кружок литературного творчества (издавался печатный журнал «Юная смена»рук. Яковлевский А.),
морского моделирования, геолого-ботанический, столярный, духовых инструментов. Помещение Дома пионеров украсили деревянные скульптуры кружка «Резьба по дереву» (рук. Кошлич Г.Т.)
Лучшим кружковцам присваивали звание «пионер-инструктор».
В этот период была организована большая работа с пионерскими дружинами района.
Пионеры активно участвовали во Всесоюзных акциях и операциях: «Миллион-Родине» по сбору макулатуры, «Уренгой» по сбору металлолома, «Добрые книги – детскому дому», экспедиции «Моя Родина – СССР». Руководил работой районный пионерский штаб. В Доме пионеров работала школа старшего вожатого, школа пионерского актива. Активно работал клуб интернациональной дружбы – КИД (рук. Гапонова Д.Н.).
В 1984 году в Доме пионеров был открыт музей пионерской славы, экспозиции которого рассказывают об истории развития пионерского движения в районе (рук. Гасилова Л.Г.). В день открытия музея были приглашены ветераны партии, пионерского движения.
В 90-е годы Дому пионеров были переданы 19 детских клубов по месту жительства. Начала реализовываться программа деятельности клубов «Росток». Дети и подростки становятся инициаторами и участниками социально-значимых дел, акций: «Милосердие», «За здоровый образ жизни», «А у нас во дворе», «Новогодние окна Бежицы», «Клуб — семье».
Открывается Малая Академия Наук для занятий с детьми дошкольного возраста.
В 1993 году Бежицкий Дом пионеров и школьников переименован в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Бежицкий Центр внешкольной работы» города Брянска, были созданы отделы по направлениям деятельности.
В разные годы учреждение возглавляли директора:
Гирин Алексей Алексеевич 1998 — по настоящее время
Шумкин Вячеслав Анатольевич 1987-1998 г.
Носова Лариса Васильевна 1982-1987 г.
Курдикова Галина Дмитриевна 1977 — 1982 г.
Ященко Галина Фёдоровна 1974-1977 г.
Турикова Елена Алексеевна 1961- 1974 г.
Антонова Анна Михайловна 1955-1961 г.
Кузнецов А. М. 1954-1955 г.
Прудникова М.И. 1947 -1954 г.
Апелясова А.К. 1946 г.
Киреева Т.В. 1944 г.
В Центре работают удивительные люди, имеющие особое призвание – призвание педагога, призвание обучать и воспитывать детей.
Ветераны Центра щедро отдают детям искры своего таланта:
Маркина Вера Александровна, культорганизатор, педагог дополнительного образования объединения «Всегда всем весело». Работает в Центре с 1961 г.
Анохина Наталья Львовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Козлова Татьяна Петровна, заведующая методическим отделом.
Кишиневская Татьяна Степановна, педагог дополнительного образования объединения «Конструирование и моделирование одежды». Мастерова Наталья Моисеевна, заведующая отделом развивающего обучения. Синявина Валентина Яковлевна, заведующая отделом организации работы с детскими клубами.
Шевелёва Галина Николаевна, заведующая библиотекой.
В 2014 году нашему Центру исполнилось 70 лет!
Наши достижения:
2008 год — III Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования — диплом III степени.
2008 год — победитель областного конкурса учреждений дополнительного образования в рамках национального проекта «Образование».
2008 год — учреждение внесено в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета» в числе лучших организаций и учреждений города Брянска.
2008 год — I место в городском смотре готовности к новому учебному году.
2001 г — фольклорному коллективу «Соловушки» присвоено звание «Образцовый детский коллектив» (рук. Малина О.Б.).
2006 г. — детскому музыкальному театру «Орфей» присвоено звание «Образцовый детский коллектив».
Сегодня Центр внешкольной работы является неотъемлемой частью общего культурно-образовательного пространства города Брянска. Это многопрофильное учреждение дополнительного образования высшей категории. В нём занимаются более 4000 обучающихся в возрасте от 4 до 18 лет.
Педагогический коллектив Центра насчитывает более 140 педагогов, среди которых – победители конкурсов профессионального мастерства различного уровня, обладатели Премии «Лучший педагог дополнительного образования», авторы научных и методических публикаций, признанные лидеры в своей профессиональной среде. Каждый из них стремится поделиться со своими воспитанниками знаниями, жизненной мудростью, теплотой и любовью.
В нашем Центре, как и в любом другом учреждении дополнительного образования, дети переживают ситуации успеха в своей увлеченности любимым занятием. Именно здесь раскрываются и всецело проявляются их способности, формируется интерес к какой-либо сфере, зачастую осуществляется выбор профессии.
Каждый ребенок может здесь испытать радость открытий, достижений и признаний, а значит – приобрести готовность к достижению успеха в будущем. О таких историях успеха, которые закладывается с детства, мы узнаём, с интересом наблюдая за достижениями наших воспитанников. Какого успеха они достигли в своей жизни, и каким образом на это повлияли занятия в творческих объединениях – об этом можно судить на примере наших выпускников.
В связи с этой юбилейной датой мы приглашаем вас, дети и взрослые, к диалогу «Я – воспитанник Центра». Расскажите о себе, своей жизни, профессии. В какие годы, какие коллективы посещали. Возможно, занятия повлияли на выбор профессии, тогда будет интересным информация о том, кем и где работаете. Скорее всего, вам запомнились какие-либо события, связанные с обучением в коллективе. Что это за события – выступление на концерте, награда за достижения в творчестве, совместные поездки, или что-то еще? Продолжается ли дружба с ребятами из коллектива.
Ждем вашего активного участия. Рассказы (и, по желанию, фотографии) можно передавать в отделы заведующему или педагогу, если Ваш ребенок посещает наши объединения, или присылать по адресу: cvr-bryansk@mail.ru с пометкой «Я – воспитанник Центра».
Давайте объединимся и напишем нашу историю сами!
Ваши истории и отзывы мы разместим на официальном сайте учреждения!
Дорогие друзья! Если после знакомства с Центром вам захотелось влиться в наш дружный коллектив, знайте, что мы всегда ждем вас, что каждый из вас для нас самый лучший, самый талантливый, самый любимый ребенок на свете!